Фёдор Раззаков «Кумиры всех поколений»
Страсть к лицедейству проснулась в Никоненко в 13 лет, причем большую роль при этом сыграла любовь. Отдыхая летом в пионерском лагере, он влюбился в девочку, которая была на три года младше его и занималась в местном драматическом кружке. Чтобы быть с нею рядом, Никоненко пришлось записаться туда же и приложить все силы, чтобы ей понравиться. Судя по всему, ему это удалось, потому что, вернувшись осенью в Москву, они оба записались в театральную студию в городском Дворце пионеров (преподаватель Е. В. Галкина). Начались их совместные походы в столичные театры: имени Вахтангова, МХАТ, Маяковского. Причем в последний он ходил бесплатно. Почему? Однажды он подобрал на улице оброненную кем-то контрамарку и ему пришла в голову крамольная мысль наделать точно такие же на все спектакли. Видимо, его стремление посмотреть весь репертуар было столь велико, что он сделал, казалось бы, невозможное - так подделал подпись администратора театра, что билетеры ни разу не заподозрили подвоха. В конце концов, уверенный в собственной безнаказанности, Никоненко осмелел настолько, что стал приводить в театр по фальшивым контрамаркам и своих одноклассников.
В школе Никоненко учился плохо (все свободное время отнимал театр), и в 10-м классе из нее пришлось уйти - в школу рабочей молодежи. Учился он вечером, а днем работал кондуктором на московском автобусе. В 1959 году Никоненко закончил десятый класс вечерней школы и отправился осуществлять свою мечту - поступать на артиста. Подал заявления во все творческие вузы столицы и везде провалился. Последним на его пути оставался ВГИК, надежд на поступление в который у Никоненко практически не оставалось. Однако на удивление всем его приняли - на курс С. Герасимова и Т. Макаровой (однокурсниками Никоненко были многие будущие звезды отечественного кино: Л. Лужина, Г. Польских, Л. Федосеева-Шукшина, Е. Жариков, Ж. Прохоренко, Н. Губенко, Ж. Болотова и др.).