Фёдор Раззаков «Кумиры всех поколений»
Буквально на следующий день Козаков подключил к розыску Меньшикова всех своих ассистентов, и уже через несколько часов точно знал, где тот находится, - на съемках фильма «Родня» у Никиты Михалкова (Меньшиков играл Кирилла). Дальнейший ход событий воспроизведем по словам очевидцев.
М. Козаков: «Мы пригласили Олега на съемку - на пробы, он вошел в кадр, и оператор Толя Немоляев, которому уже надоело снимать этих Костиков, успокоившись, отошел от камеры, а я сказал: «Уф-ф-ф, стоп, все, здорово, хватит!» Прямо на пятой фразе…»
Л. Зорин: «И вот Козаков показал мне Меньшикова. Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще только вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но вместе с тем в нем легко угадывался острый независимый ум».
Однако, как выяснилось, радоваться было еще рано. Дело в том, что в те же дни Меньшиков был утвержден еще в одну картину - в «Частную жизнь» Юлия Райзмана, и вряд ли бы смог совмещать съемки в двух фильмах. Но Зорину настолько понравился именно этот актер, что он взял на себя трудную миссию уговорить Райзмана отпустить Олега Меньшикова к ним. Он написал Райзману проникновенное письмо о связи меньшиковского героя с собственной, зоринской, биографией, о том, что Олег необходим фильму как воздух и все такое прочее. И в конце концов уговорил. Так Меньшиков попал в картину, которая после выхода на телевизионные экраны мгновенно сделала его знаменитым.
Обычно после такого оглушительного триумфа молодые актеры стараются закрепить успех и соглашаются с большинством Поступающих приглашений сниматься в других картинах. При этом не особенно отделяя «зерна от плевел». Не стал исключением и Меньшиков, который до конца десятилетия сыграл в десятке фильмов, половину из которых можно смело назвать проходными. Критик О. Владимирский по этому поводу писал: «Меньшиков играл изящно, живо, но не поднимаясь над планкой добротной работы. Иногда казалось, что ему просто скучна вся этa одноклеточная киножизнь. Режиссерам было выгодно учас-тие в их лентах молодого, способного, успевшего завоевать некоторую известность артиста. Но в той же роли они могли бы снять и кого-то другого, способного донести драму человека с ампутированными чувствами…»