Фёдор Раззаков «Кумиры всех поколений»
ВОР И СЫЩИК - ГЕРОИ ЭКРАНА
Детектив всегда пользовался повышенным вниманием со стороны кинематографистов. Это и понятно: стоит написать на афишах, что новый фильм относится к этому жанру, как тут же его создателям и прокатчикам будет гарантирован стабильный успех. Но мало кто задумывался над тем, что по-настоящему «вспахивать» этот жанр в отечественном кино начали относительно недавно - каких-то сорок лет назад. А до этого рассказывать о суровых буднях отечественной милиции было запрещено высочайшим повелением - инициатива исходила от самого Сталина. И не потому, что он плохо относился к милиции, а в силу того, что в официальной идеологии считалось, что показывать на широком экране преступников - значит плодить новых. Откуда такое пошло? Видимо, с фильма «Путевка в жизнь» (1931). Как помнит читатель, сюжет его незамысловат: начальник трудовой коммуны Сергеев пытается перевоспитать трудных подростков, подпавших под влияние матерого вора по кличке Жиган. Снимая фильм, его создатели преследовали одну цель - влюбить юного зрителя в положительного героя (для этого на роль Сергеева был приглашен обаятельный Николай Баталов) и навсегда отвратить от таких типов, как Жиган (в этой роли снялся Михаил Жаров, в те годы специализирующийся на ролях всякого рода подонков). Однако эффект от фильма получился обратный - молодежь внезапно увлеклась не Сергеевым, а Жиганом. В молодежную моду перекочевала не только песня Жигана, но и его внешний вид - папироса в углу рта, кепка на глазах и сапоги «гармошкой», в блатной среде именуемые «прохорями». Как рассказывал позднее сам Жаров, после премьеры фильма в июне 1931 года его популярность среди представителей уголовного мира и трудных подростков возросла настолько, что он не мог спокойно пройти по улице - его тут же окружала толпа и предлагала выпить «за здоровье Жигана».