Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»
Он поднял глаза, не понимая, зачем эти эпиграммы. И тут увидел Сашу, тот напряженно смотрел на него. Тогда только Сольц вспомнил вчерашнего молодого человека, сидевшего в его кабинете. Он снова прочитал эпиграмму, нахмурился.
- В чем же здесь контрреволюция?
- Тут несколько эпиграмм, - ответила Глинская.
Сольц опять наклонился к листу.
Упорный труд, работа в моде,
А он большой оригинал,
Дневник теряет, как в походе,
И знает все, хоть не читал.
- Номер посвящен шестнадцатой годовщине Октябрьской революции, - сказал Баулин.
Сольц обвел всех сощуренным, близоруким взглядом, пытаясь разобрать, кому принадлежит этот голос. Перед ним сидели хорошенькая белокурая Надя, Саша, маленький скособоченный Руночкин, испуганная Роза, растерянный Ковалев.
- Октябрьская революция не отменила эпиграмм, - сурово ответил Сольц.
- Они помещены под портретами ударников, - настаивал Баулин.
Теперь Сольц увидел, кто спорит с ним.
- Раньше только на высочайших особ нельзя было сочинять эпиграммы. И то сочиняли.
- Труд «в моде» - разве это правильно? - упорствовал Баулин.
- Труд, труд! - дернулся Сольц. - Буржуазные конституции тоже начинаются со слов о труде. Вопрос в том, какой труд и во имя чего труд. Что в этой эпиграмме против труда?
- Видите ли…