Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»
- «Броненосец Потемкин» тоже довольно сложен, однако его смотрели, - сказала Лена.
Юра отметил, что Лена выручает его.
- Да, - согласился Вадим, - однако чем обернулся для Эйзенштейна его формализм? «Октябрь» уже совершенно непонятен зрителю, опошлена великая тема. Вот вам Дзига Вертов! Вы не смотрели его «Симфонию Донбасса»? Хаос, пародия на действительность! Теперь Вертов работает над картиной о Ленине, - Вадим пожал толстыми плечами, - допустить Дзигу до такого материала?! Большие мастера, но пора определяться: с кем ты?
Юра вспомнил, с каким упоением Вадим разглагольствовал в свое время об Анри де Ренье и других французах, даже давал читать ему занятные книжонки из жизни французских сутенеров.
Может быть, и не стоило бы пикироваться с Вадимом. Но желание рассчитаться за «Пышку» взяло верх.
- Твои вкусы меняются, Вадик, - сказал Юра.
- В лучшую сторону, в лучшую сторону, мой дорогой, - с вызовом ответил Вадим, - все мы проходим эволюцию, вопрос в том, куда движемся.
- Что ты хочешь сказать? - нахмурился Шарок. Агрессивность Вадима его поразила. Не Вика. Чувствует себя в силе.
- Я хочу сказать то, что сказал, - брюзгливо ответил Вадим, - человек развивается, важно куда. Каждый берег препятствие - важно какое, куда скачет? Куда? В школе мои литературные вкусы были еще зыбки, важно, к чему я пришел. В школе ты не торопился вступать в комсомол, теперь ты член партии, я считаю такую эволюцию нормальной.
И все же нельзя создавать конфликтную ситуацию, надо быть добрым, уступчивым, от этого он только выиграет в глазах Лены.
Юра сказал:
- Прекрасно! Возможно, и Эйзенштейн станет социалистическим реалистом?