«Звёздные трагедии»

Хронологически цикл магнитиздатских песен Галича начался «Леночкой», после которой появились и другие его песенные вирши. Среди них «Старательский вальсок», «У лошади была грудная жаба», «Тонечка», «Красный треугольник», «Аве Мария», «Караганда», «Ночной дозор», «Памяти Пастернака», «Баллада о Корчаке», «На сопках Маньчжурии», «Летят утки» и др. Однако его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны - лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой - пронзительная, гневная печаль в песнях. Эта раздвоенность многих раздражала. Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках, многие участники слета обвинили его в неискренности и двуличии. Чтобы не быть голословным, приведу высказывания людей, уличающих Галича в подобном «грехе».

Ю. Андреев: «На деле период “равновесия” двух муз у Галича выглядел следующим образом: с одной стороны, песня в “Комсомольской правде” под названием “Руку дай, молодость моя”, с другой - “Спрашивайте, мальчики, спрашивайте”, с одной - песенки из сценария “Добрый город” в “Неделе”, с другой - “Старательский вальсок”, с одной - песенка “Дождик” в той же “Неделе”, с другой - “Облака плывут, облака”, с одной - стихи в “Сельской молодежи”, “Дорогой мой человек”, и “Добрый вечер” в “Крестьянке”, с другой - “Товарищ Парамонова” и “Право на отдых” и т. д. и т. п.

397