«Страх»

Вадим вышел, хлопнув дверью. Дрянь! Проститутка! Сволочь! Если бы ее посадили за связь с иностранцами, то ему было бы тоже несладко, но все же лучше. Отбрехался, отговорился бы один раз - сестра в заключении или выслана за то-то и то-то, и все! А теперь ее муженек будет напоминать о себе каждую неделю.

Обладая ораторскими способностями, Вадим часто выступал. С лекциями, с докладами, на собраниях и совещаниях, на редакционных и художественных советах, много писал. Слово «настораживают» было его любимым словечком. Он употреблял его по отношению к произведениям, разгрома которых ожидал, и, когда такой разгром совершался, он принимал в нем законное участие. В отношении же к произведениям, разгрома которых не ожидал, выражение «настораживает» он употреблял, говоря о стилистических и композиционных погрешностях, тусклости отдельных персонажей, скороговорках и так далее. Если это произведение проходило благополучно, то голос Вадима вливался в общий поток славословий, которые, безусловно, не исключают отдельных дружеских и необидных критических замечаний. Если же произведение тоже подвергалось разгрому, а такое случалось даже с вещами, ранее высочайше одобренными, то Вадима опять же выручало спасительное слово «настораживает».

Вадим умел очень ловко, своими словами перефразировать предписанную свыше официальную точку зрения. В отличие от начетчиков, тупых долдонов, которые повторяли фразу за фразой, боясь отступиться даже в запятой, Вадим пользовался изысканными оборотами речи, неожиданными цитатами давно умерших, а следовательно, безопасных авторов, даже латынью. Это создавало иллюзию собственной позиции, независимости суждений, мощной эрудиции. Он прослыл человеком лояльным, но прогрессивным. За первое его ценило литературное начальство, за второе - литературная интеллигенция.

К тому же простой, доступный, общительный человек Демократ. Этот стиль Вадим усвоил еще в школе, когда приспосабливался к демократическому поведению тогдашних комсомольцев, комсомольцев двадцатых годов; когда старался избавиться от всех видимых признаков своего, так сказать, буржуазного воспитания.

108

страницы книги

КНИГИ ТРИЛОГИИ

читать Анатолий Рыбаков «Дети Арбата» читать Анатолий Рыбаков «Страх» читать Анатолий Рыбаков «Прах и пепел»

СЕРИАЛ «ДЕТИ АРБАТА»

сериал «Дети Арбата» 1 серия сериал «Дети Арбата» 2 серия сериал «Дети Арбата» 3 серия сериал «Дети Арбата» 4 серия сериал «Дети Арбата» 5 серия сериал «Дети Арбата» 6 серия сериал «Дети Арбата» 7 серия сериал «Дети Арбата» 8 серия сериал «Дети Арбата» 9 серия сериал «Дети Арбата» 10 серия сериал «Дети Арбата» 11 серия сериал «Дети Арбата» 12 серия сериал «Дети Арбата» 13 серия сериал «Дети Арбата» 14 серия сериал «Дети Арбата» 15 серия сериал «Дети Арбата» 16 серия

КНИГИ АНАТОЛИЯ РЫБАКОВА

Анатолий Рыбаков «Кортик» читать Анатолий Рыбаков «Водители» читать Анатолий Рыбаков «Екатерина Воронина» читать Анатолий Рыбаков «Бронзовая птица» читать Анатолий Рыбаков «Приключения Кроша» читать Анатолий Рыбаков «Лето в Сосняках» читать Анатолий Рыбаков «Каникулы Кроша» читать Анатолий Рыбаков «Неизвестный солдат» читать Анатолий Рыбаков «Выстрел» читать Анатолий Рыбаков «Тяжелый песок» читать Анатолий Рыбаков «Дети Арбата» читать Анатолий Рыбаков «Страх» читать Анатолий Рыбаков «Прах и пепел» читать Анатолий Рыбаков «Роман-воспоминание» читать Татьяна Рыбакова «Счастлива ты, Таня!»