Анатолий Рыбаков «Страх»
- Вы похожи на Евгению Федоровну, я любила вашу маму. - И без всякого перехода добавила: - А вы знаете, это я придумала название «Оптимистическая трагедия». Однажды вечером зашла в кабинет к Александру Яковлевичу и застала там Вишневского. Он ходил по комнате и никак не соглашался с определением его пьесы как трагедии. Александр Яковлевич пытался объяснить ему, что все же он написал трагедию.
- Пусть так, - говорил Вишневский, - но моя пьеса оптимистическая!
- А почему бы так и не назвать, - сказала, - «Оптимистическая трагедия»?
Вадим записал конспективно, поднял глаза от блокнота, он все еще робел.
- Ну, что вам еще рассказать?
- Чувствуете ли вы свободу, когда беретесь за новую роль, или держите в уме амбиции драматурга?.
Она рассмеялась.
- Вот уж чего никогда не держу в уме. Свобода необходима. Иначе, как говорит Александр Яковлевич, театр превращается в граммофонную пластинку, передающую идеи автора.
С чуть заметной улыбкой она взглянула на Вадима.
- Как вы находите это сравнение? Мне, например, оно очень нравится. Вы нашего «Негра» видели?
- Конечно.
- Стефан Цвейг говорил: «Для того чтобы посмотреть «Негра», можно пройти пешком от Вены до Москвы». - Она замолчала; то ли задумалась, то ли давала Вадиму возможность оценить слова Цвейга. - А «Любовь под вязами» видели?
- Да, два раза даже.
Опять Коонен молча смотрела на него.
Он не совсем понимал ее взгляд.
- Мне очень понравилось.