Анатолий Рыбаков «Страх»
- И коммунисты, и те, кто близок к ним. Ромен Роллан, Луи Арагон, Мальро и многие другие. Это талантливые, но очень недалекие, наивные люди. Если ты не против, прочитаю еще несколько строк.
- Конечно, конечно…
Хотя она немного устала и было уже скучновато слушать про Арагона и Мальро, о которых она понятия не имела, но надо терпеть. Шарль всегда должен находить в ней внимательную слушательницу, это одно из условий их дальнейшей счастливой жизни.
- Так вот, - продолжал Шарль, - смотри, какое интересное место: «От художника, от писателя требуется только быть послушным, все остальное приложится. Нет ничего более опасного для культуры, чем подобное состояние умов. Искусство, которое ставит себя в зависимость от ортодоксии, даже и при самой передовой доктрине, обречено на гибель. Революция должна предложить художнику прежде всего свободу. Без нее искусство теряет смысл и значение. Большой писатель, большой художник всегда антиконформист. Он движется против течения». Великолепно сказано!
- Великолепно!
- Впрочем, Жид кончает на оптимистической ноте. «Под СССР я имею в виду тех, кто им руководит. Даже ошибки одной страны не могут скомпрометировать истину. Будем надеяться на лучшее. Иначе от этого прекрасного героического народа, столь достойного любви, ничего больше не останется, кроме спекулянтов, палачей и жертв».
Вика протянула руку:
- Дай мне посмотреть.
Она прочла вслух несколько абзацев; перевернула страницу, почитала еще немножко про себя и радостно объявила:
- Знаешь, я уже все или почти все понимаю. Так, отдельные слова незнакомы.
Дважды в неделю Вика вместе с Сюзанн отправлялась на рынок После скудной и нищей Москвы не верилось, что в мире существует такое изобилие.