Анатолий Рыбаков «Страх»
- А как же «Оптимистическая трагедия»? - спросил Вадим. - Про этот спектакль уж не должны были бы забывать. Уж тут-то нет «политической враждебности».
- Даже и не назвали ни разу. Керженцев сказал: «Камерный театр - слово опозоренное».
Попал он в историю… Дурак, что отказался писать статью. Рассказать, что ли, об этом Ершилову?
- Мне тут позвонили из газеты, попросили написать, а я говорю - болен, не могу.
- Делов-то… Позвони да скажи, что выздоровел. Прямо сейчас и звони. Я подожду.
Вадим позвонил, вернулся в свою комнату, сказал, что все в порядке.
- Правильно сделал: из упряжки выпадать нельзя.
Вадим крикнул Феню, попросил принести вторую подушку: полусидя будет удобней писать. Взял книгу, подложил под бумагу, нет, соскальзывает бумага. Поискал глазами на письменном столе, на книжной полке, увидел какую-то завалившуюся общую тетрадь - это годится. Открыл ее и натолкнулся на запись: «Chicago Tribune» 22 марта.
«Мы надеемся снова их увидеть. Их отъезд омрачит парижскую сцену. Мы будем с нетерпением ожидать возвращения этих гениальных артистов и, помня о них, как о примере, мы часто будем мысленно обращаться к России, ибо отныне мы знаем, что свет на европейскую сцену идет с Востока».
Откуда это? И вспомнил: из брошюрки «Политические отклики западной прессы на гастроли Московского государственного Камерного театра».
«Гениальные артисты!», «Свет на европейскую сцену идет с Востока»… Не случайно так их расхваливает буржуазная пресса… Годится буржуазии их искусство.